(МБДОУ г.Мурманска № 140)
Адрес: г. Мурманск, ул. Капитана Орликовой, д. 27
Телефон: +7 (8152) 27-99-01
 
Главная / Родителям / Скоро в школу

Скоро в школу

29 апреля 2020

Новости

Скоро в школу
Готов ли ваш ребенок к школе?
 
Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.
 
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 15-20 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам слова, состоящие из 2-3 слогов?
Умеет ли ваш ребёнок считать до десяти и обратно?
Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: "Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?
Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
 
Если вы утвердительно ответили на 15-17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
 
Если вы утвердительно ответили на 10-14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
 
Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
 
Рекомендуем почитать:
 
• Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М, 1998;
• Л.А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994 г.
• М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г. 
• Поливанова К.Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М., 2009 г.
• Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 2003 г.
 
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (запись на консультацию учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога)
54-14-00
Адрес: г. Мурманск, ул. Баумана, д. 1
cpprk@rambler.ru
Телефон и факс 52-63-03, 544 – 886
 
Как подготовить ребенка к школе
 
Подготовка к школе – процесс многоплановый. 
 
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. 
 
Готовность к школе подразделяется на:
 
• Физиологическая готовность ребенка 
 Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения). 
 
• Психологическая готовность ребенка 
1. Интеллектуальная готовность
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний.
- он доложен ориентироваться в пространстве.
- он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность 
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
 
• Познавательная готовность ребенка 
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
 
Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
 
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Формирование элементарных математических представлений.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «», «-», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей… », «Суп горячий, а компот… » и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
 
Как подготовить ребенка к школе психологически?
 
Многие родители ошибочно считают, что подготовка к школе ограничивается умением читать, писать и считать. Но это, на самом деле, – лишь верхушка айсберга. Подготовка к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. 
 
В теории ни писать, ни читать, ни тем более задачки решать ребенок не должен уметь. В любом случае, обычная школа обязана принять ребенка и научить его этому. Но на практике, лучше, если все это он уже будет уметь, иначе малышу будет трудно угнаться за учебным темпом, он будет отставать от подготовленных «продвинутых» сверстников и чувствовать себя неуютно среди одноклассников. 
 
Чтобы помочь малышу не ощущать себя неумехой и «белой вороной», родителям следует отнестись ответственно к тому, как подготовить ребенка к школе. Основные моменты, которые необходимо учесть при подготовке малыша, это следующие:
 
1. развитие общего кругозора (наилучший способ расширить горизонт познаний – это беседы с ребенком «о жизни», совместное чтение книжек и обсуждение их событий); 
2. изучение цифр и букв, цветов и геометрических фигур, понятий право/лево, маленький /большой, узкий /широкий и прочее; 
3. по возможности – умение читать (достаточно по слогам хотя бы) и считать (достаточно в пределах 10); 
4. в обязательном порядке развитие мелкой моторики, проще говоря, ребенку необходимы занятия, развивающие ловкость кистей и пальчиков. Необходимость этого объясняется и в развитии умения писать, и развитии речи (в структуре мозга ребенка оба этих центра плотно «сцеплены»). Чтобы развивать моторику ребенку нужно побольше лепить, рисовать, работать с конструктором, обращаться с мелкими предметами, такие, например, как бусинки, монетки, спички, зубочистки. Из этих предметов можно делать бусы, фенички, выкладывать картины, создавать аппликации – все это развивает, кроме прочего, еще и внимание, и усидчивость ребенка; 
5. тренировка памяти. Отлично подойдет заучивание стишков и текстов песен (помимо развития памяти, это даст возможность блеснуть на утреннике вашему малышу); 
6. умение анализировать, классифицировать. Это звучит сложно - причинно-следственные связи, - но на самом деле подразумевает, что ребенок может пересказать прочитанную историю сам, структурировать ее, выявить, что и в какой последовательности произошло, умеет собрать целое из частей картинки, разложить предметы по какому-то определенному признаку, например, по цветам, размерам или принадлежности (еда, игрушки, одежда). 
 
Однако следует понимать, что навыки ребенка и его способности и психическая зрелость – не одно и то же. Кроме того, родители часто забывают, что важны не столько умения, сколько познавательная активность ребенка – жажда знаний, желание узнавать новое. Нередко родители ошибочно воспринимают собственного малыша, как некий «сосуд» для знаний, который нужно наполнить, а не как «факел», который необходимо зажечь. 
 
А между тем это принципиально разные подходы – если выбран первый, тогда ребенок в процессе «обучения» занимает пассивную позицию, а в школе выясняется, что при довольно широком диапазоне знаний, «вложенных» в него, собственная готовность малыша учиться и желание этого близки к нулю. В первом классе выясняется, что «умный» ребенок, ничего не хочет и не может делать самостоятельно, по собственной инициативе, а весь его многочисленный багаж знаний просто лежит «мертвым грузом», где-то в глубинах мозга… 
 
Кроме этого, даже хорошо считающий, бегло читающий, рассказывающий стихи страницами, буквально гениальный ребенок, может быть совершенно не готов к школе, если обладает низким уровнем личностной, психологической зрелости и коммуникативной, социальной готовности к общению с людьми. То есть нужно подготовить ребенка к школе психологически.
 
Помимо запаса знаний, подготовка к школе подразумевает умение ребенком следующего:
 
1. общаться, понимать и применять поведенческие нормы; 
2. не бояться контактировать со сверстниками и взрослыми; 
3. уметь отстаивать собственную позицию словесно, аргументировано; 
4. осознавать смысл обучения в школе, порядок и правила учебы; 
5. уметь подчиняться правилам, понимать, что такое дисциплина; 
6. иметь желание учиться, положительную мотивацию к обучению; 
7. уметь по своей инициативе и целенаправленно работать над заданием, планировать, организовывать свои действия, осознавать их последствия. В качестве примера можно привести сбор своего портфеля в школу и выполнение домашних заданий – это ребенок должен делать самостоятельно, иначе, если с первого класса вы оставите это за собой, то, как подтверждают психологические исследования, с вероятностью 70% данная обязанность, так и останется на родительских плечах до самого выпускного; 
8. иметь позитивное отношение к миру, а главное к самому себе.
 
Еще одним важным моментом является готовность тела, организма ребенка к школе. В первый год в школе нагрузка на иммунитет будет очень серьезной, поэтому обязательно займитесь и физической подготовкой ребенка, перед поступлением в школу. 
 
Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если у ребенка есть какие-то нарушения здоровья, предпримите загодя меры, чтобы корректировать его состояние и организацию процесса учебы, возможно, Вам придется выбрать какую-то специальную школу для малыша.
 
Кроме этого, ребенок должен быть готов к учебе и по возрасту: в школы, где происходит углубленное изучение предметов, деток, принимают с 7-8 лет, в обычную школу – с 6,5 лет на 1 сентября. 
 
Итак, вооруженные этими знаниями, Вы сможете легче осилить дорогу к школе. И никогда не забывайте, что самое главное для ребенка в любом возрасте – это уверенность в собственных силах и в Вашей поддержке. Удачи Вам и Вашему юному гению!
 
Практические советы родителям, ребенок которых стал первоклассником
 
Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
 
Не торопите. Умейте рассчитать время (это ваша задача), и если это плохо удается, это не вина ребенка.
 
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
 
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри, не балуйся», «веди себя прилично», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
 
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок излишне возбужден, если жаждет поделиться чем-то не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
 
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
 
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку; постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
 
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
 
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
 
Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если у ребенка не очень получается) – необходимы.
 
В общее с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
 
Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
 
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
 
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, 3-4 недели для учащихся начального звена; конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
 
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние, Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
 
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим 7-8 летнему ребенку: «ты уже большой») очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.
 
Без компьютерной зависимости?
 
Классная это штука – компьютер! Особенно для занятых родителей. Сидит чадо дома перед монитором, тихонько себе мышкой щелкает, вечерами по подъездам не тусуется, с сомнительными друзьями не водится. Конечно, неподвижное сидение в одной позе много пользы здоровью не принесет, но ведь лучше, чем улица!
 
Интересно, и чем же это чадо так увлеченно занято дни напролет? Основных занятий два – компьютерные игрушки и Интернет. Родители, полагающие эти увлечения совершенно безобидными, либо искренне заблуждаются, либо сознательно отмахиваются от своих обязанностей в угоду другим, «более важным» делам.
 
Психологи всерьез говорят о росте количества детей, страдающих в той или иной степени настоящим расстройством здоровья – компьютерной зависимостью. Ею называют болезненное состояние, связанное с нарушением психологических и поведенческих функций.
 
Как и другими формами зависимости, страдать ею могут и дети и взрослые. Но если взрослые – люди самостоятельные, то за здоровье детей целиком и полностью отвечают их родители.
 
Грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения – самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела – можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает комп тем, что он и представляет собой на самом деле, инструментом для досуга и работы.
 
Совсем другое дело, если в угоду «железному другу» ребенок забывает об учебе и других занятиях, заменяя живое общение многочасовыми бродилками и стрелялками, оторваться от которых самостоятельно он не может.
 
Что же делать родителям в такой ситуации? Первое что приходит в голову – запретить даже близко подходить к компьютеру. Увы, вполне вероятно, что за таким решением последует настоящая депрессия, ребенок может полностью закрыться в себе, назло и демонстративно забросить учебу, полностью отгородиться от родителей.
 
Жесткие запреты, ругань и нравоучения никогда не были эффективными методами воспитания, хотя и полагаются таковыми огромным числом мам и пап. Ребенок ведь не понимает, что он на грани серьезного психического расстройства. Для него запрет – это лишение привычного удовольствия, источник запрета – зло, с которым надо бороться, или, по меньшей мере, обходить стороной.
 
Вряд ли можно предложить один, стопроцентно эффективный способ борьбы с компьютерной зависимостью детей. Стоит поговорить с любимым чадом о своих чувствах и тревоге. В какой-то мере опасения родителей, людей, которым ребенок доверяет, послужат сдерживающим фактором.
 
Но одного разговора мало. Если не предложить взамен другое увлечение, не заполнить пустующую нишу, рано или поздно все вернется на прежнее место. Подумайте, что интересует сына или дочь? Предложите им занятия в спортивной секции или кружке, займите свободное время, чаще общайтесь с ребенком по любому поводу.
 
Бороться с зависимостью трудно, легче не допустить ее появления. Чтобы ребенок не превратился в компьютерного лудомана, его занятия с компьютером должны постоянно контролироваться родителями.
 
Не устанавливайте компьютер в детской комнате, только в тех помещениях, где часто находятся взрослые, чтобы можно было ненавязчиво отслеживать, насколько часто и для чего используется ребенком машина.
 
Открыто интересуйтесь, чем именно занят ребенок, «мешайте» ему вопросами, пусть объясняет несведущим взрослым, что и для чего он делает, как все устроено и работает в компьютере.
 
Следите, чтобы ребенок не «заигрывался» в одну игру, контролируйте время, проведенное за компьютером в целом.
 
Если кому-то сложно уделить для контроля компьютерных увлечений ребенка требуемое время, то стоит задуматься, правильно ли вообще построены в семье взаимоотношения с детьми. 
 
Там, где родители уделяют детям достаточно внимания, у малышей и подростков редко возникает потребность спрятаться от безразличия самых близких людей в виртуальном мире.
 
Успехов в воспитании!

На сайте детсад140мурманск.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы